Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации, за 2017 год

В соответствии с компетенцией, определенной Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Минюста России по Ленинградской области (далее – Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории Ленинградской области, осуществляющим деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

Стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях установлены Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения
о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее – Административный регламент).

Анализ по результатам проведенной в 2017 году и за истекший период 2018 года деятельности по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций позволил сделать выводы о типичных нарушениях законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых в Управление для государственной регистрации.

 

Противоречие представленных для государственной регистрации документов действующему законодательству Российской Федерации

 

1. Пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) предусмотрены вопросы исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Вопросы, отнесенные Федеральным законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 7-ФЗ или иными федеральными законами.

В нарушение требований пункта 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями, допускаются ошибки при определении в уставах компетенции органов управления.

Так, в уставах общественных объединений не отражаются в полной мере вопросы исключительной компетенции высшего органа управления, предусмотренные статьей 29 Федерального закона № 7-ФЗ. Отдельные вопросы, которые отнесены законом к исключительной компетенции высшего органа общественного объединения, передаются его уставом к компетенции иных органов.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) предполагает для учредителей автономной некоммерческой организации активную и значимую роль в деятельности автономной некоммерческой организации, выделяя их исключительную компетенцию, которая не может быть передана другим лицам.

Так, на основании положений статей 123.24 и 123.25 ГК РФ к компетенции учредителей автономной некоммерческой организации отнесены следующие вопросы:

по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица;

автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд;

управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями;

по решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации

учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.).

Таким  образом, указанными нормами ГК РФ предусмотрены вопросы, решения по которым принимаются исключительно всеми учредителями при соблюдении порядка принятия решений собраний, предусмотренного главой 9.1 ГК РФ, или единственным учредителем.

В нарушение положений статей 123.24 и 123.25 ГК РФ в уставах автономным некоммерческих организаций вопросы  исключительной компетенция учредителей (учредителя) отнесены к компетенции иных органов управления автономной некоммерческой организации.

Если в состав высшего органа управления автономной некоммерческой организации входят не все учредители и (или) уставом предусмотрена возможность включения в его состав третьих лиц, уставом автономной некоммерческой организации компетенция учредителей и компетенция высшего органа управления должны быть разделены с учетом положений статей 123.24 и 123.25 ГК РФ.

3. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ) также предусмотрено, что в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

В нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации некоммерческими организациями описание используемой символики не включается в уставы, зачастую уставы некоммерческих организаций содержат формулировку, в соответствии с которой эмблемы некоммерческих организаций и символика общественных объединений подлежат государственной регистрации. Однако Федеральным законом  от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» отменена государственная регистрация эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений. Соответственно содержание в уставе некоммерческих организации положений о регистрации символики противоречит действующему законодательству.

4. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Таким образом, целями образования религиозной организации являются совместное исповедание и распространение веры. Зачастую, помимо  совместного  исповедания  и распространение веры устав религиозной организации содержит иные цели, такие как осуществление благотворительной или издательской деятельности, что не соответствует целям религиозной  организации, определенным Федеральным законом № 125-ФЗ.

Осуществление благотворительной и издательской деятельности является правом религиозной организации, а также может быть формами ее деятельности.

5. На основании пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Уставы некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций, предполагая осуществление организацией предпринимательской или иной приносящей доход деятельность, не содержат указания на конкретные виды (формы) такой деятельности.

6. В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона № 82-ФЗ официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

На основании статьи 14 Федерального закона № 82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

В нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона № 82-ФЗ официальное наименование общественного объединения не содержит указания на территориальную сферу его деятельности.

7. На основании пункта 4.1 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, отнесенным абзацами вторым - девятым пункта 3 рассматриваемой статьи к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, принятие решений по которым возможно только в порядке очного голосования.

Отдельными некоммерческими организациями в уставы вносятся положения, предусматривающие возможность принятия высшим органом управления некоммерческой организацией (общим собранием) решений путем заочного голосования без учета особенностей, установленных статьей 29 Федерального закона № 7-ФЗ.

 

Ненадлежащее оформление документов, представленных для государственной регистрации некоммерческой организации

 

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Требования, предъявляемые к оформлению решения собрания, установлены статьей 181.2 ГК РФ. В соответствии с пунктом 3 рассматриваемой статьи о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

На основании пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

дата, время и место проведения собрания;

сведения о лицах, принявших участие в собрании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В нарушение положений пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки из протоколов) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления некоммерческой организации, не содержащие сведения  о лицах, принявших участие в собрании, о лицах, проводивших подсчет голосов. Кроме того на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки из протоколов), не подписанные председательствующим на собрании и секретарем собрания, что противоречит пункту 3 статьи 181.2 ГК РФ.

2. На основании подпункта 5.9.38 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба утверждает формы заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ утверждены формы
и требования к оформлению документов
, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – приказ ФНС России, Требования).  

Отдельными некоммерческими организациями допускаются нарушения положений приказа ФНС России в части некорректного заполнения сведений
о наименовании адресных объектов, используемых при заполнении данных
об адресе (месте   нахождения)   постоянно   действующего исполнительного органа юридического  лица    случае  отсутствия постоянно действующего исполнительного органа  юридического лица - иного органа или лица, имеющих право  действовать  от имени  юридического  лица без доверенности), по которому осуществляется  связь  с юридическим лицом.

Так, приложением № 2 к Требованиям установлены сокращенные:

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений о районе (улусе и т.п.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений  о городе (волости и т.д.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений о населенном пункте (селе и т.д.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений об улице (проспекте и т.д.).

В нарушение положений Требований, утвержденных приказом ФНС России, некоммерческими организациями при заполнении форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц,
не соблюдаются требования к сокращенному наименованию вышеуказанных адресных объектов.

Управлением выявляются случаи незаполнения сведений
об идентификационном номере налогоплательщика в случае, если физическое лицо ранее обращалось в налоговый орган с заявлением о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации и им было получено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Зачастую некоммерческими организациями не принимаются во внимание общие требования к оформлению представляемых документов, утвержденные приказом ФНС России: допускается двусторонняя печать заявления и иных представляемых документов, некорректно заполняется показатель «контактный телефон» при заполнении номера стационарного телефона и номера мобильного телефона, допускается включение в форму заявления полностью не заполненных страниц многостраничных листов формы заявления.

В соответствии с Требованиями печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов. Отдельными некоммерческими организациями не соблюдается указанное положение Требований.

3. На основании пункта 41 Административного регламента все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Документы политической партии (ее региональных отделений) представляются на государственную регистрацию в количестве экземпляров, предусмотренном пунктом 1 статьи 16 и пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» соответственно.

Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Отдельными некоммерческими организациями допускаются нарушения указанного порядка оформления документов: документы представляются не прошитые, не пронумерованные, не заверенные подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

 

28 мая 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).