Вы здесь

Памятка по порядку и процедуре принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования

Устав муниципального образования – основной, важнейший нормативный правовой акт, принимаемый органами местного самоуправления  муниципального образования.

Устав муниципального образования занимает главное место среди других муниципальных нормативных актов и является документом комплексного нормативного характера. Он призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и региональному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования.

Правовое значение устава муниципального образования заключается в том, что он является правовым актом, которым муниципальное образование фиксирует свой статус, систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности местных органов власти, определяет предметы ведения, права и обязанности муниципального образования и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающее осуществление местного самоуправления населением каждого муниципального образования. 

 

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в уставе муниципального образования должны содержаться следующие положения:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

Процедура принятия устава муниципального образования или решения представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования

В целях приведения устава муниципального образования в соответствие с нормами действующего федерального и регионального законодательства органы местного самоуправления могут либо принять новый устав, отменив при этом принятый ранее, либо внести изменения и дополнения в действующий устав.

Процедура принятия устава или решения представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в устав (далее – решение о внесении изменений в устав) детально урегулирована нормами Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ) и представляет собой последовательный ряд действий, который условно можно разделить на несколько этапов.

 

Первый этап: Принятие на заседании представительного органа муниципального образования проекта устава или проекта решения о внесении изменений в устав. Опубликование проекта устава или проекта решения о внесении изменений в устав.

Проект устава или решения о внесении изменений в устав, внесенный в представительный орган муниципального образования субъектами правотворческой инициативы, рассматривается на заседании представительного органа муниципального образования и по результатам рассмотрения депутатами принимается решение о принятии данного проекта.

Далее указанный проект должен быть доведен до сведения жителей муниципального образования путем его опубликования (обнародования), в соответствии с положениями устава. А именно: опубликован в печатном издании, определенном уставом муниципального образования в качестве источника официального опубликования, а также одновременно может быть размещен на официальном стенде.

Если в уставе закреплено положение об обязательном опубликовании муниципальных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, в официальном печатном издании, проект устава или решения о внесении изменений должен быть опубликован в этом издании.

В случае, если в уставе предусмотрено официальное обнародование, проект устава или решения о внесении изменений доводится до жителей в том числе посредством размещения его на специально оборудованных информационных стендах.

Обращаем особое внимание на то, что временной промежуток между опубликованием проекта и его окончательным утверждением на заседании представительного органа, должен быть не менее 30 дней.

Например, в случае, если проект был опубликован 10 октября, то его рассмотрение на заседании представительного органа должно быть не ранее 11 ноября.

Несоблюдение 30-ти дневного срока является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации устава или решения о внесении изменений в устав, так как в данном случае нарушается процедура его принятия.

В случае, если проведение публичных слушаний предусмотрено федеральным законом, одновременно с проектом должны быть опубликованы (обнародованы):

- порядок учета предложений по проекту;

- порядок участия граждан в обсуждении проекта (в том числе информация о назначении публичных слушаний).

Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если  данные изменения вносятся в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Проект решения о внесении изменений в устав не выносится на публичные слушания, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

 

Второй этап: Проведение публичных слушаний, в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом

Согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ 3. На публичные слушания обязательно должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

Проведение публичных слушаний по проекту устава, решения о внесении изменений в устав должно быть запротоколировано. Протокол подписывается председателем публичных слушаний и секретарем. Протокол публичных слушаний обязательно должен содержать результаты обсуждения жителями муниципального образования проекта. Принятое на публичных слушаниях решение по проекту, носящее рекомендательный характер, выносится на обсуждение представительного органа муниципального образования.

Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию) включая мотивированное обоснование принятого решения.

 

Третий этап: Проведение заседания представительного органа муниципального образования

Обращаем Ваше внимание, что порядок проведения заседания представительного органа устанавливается регламентом представительного органа муниципального образования и включает в себя определенные требования к процедуре рассмотрения и утверждения проекта муниципальных правовых актов, а также содержит определенные требования к оформлению протокола заседания.

Протокол подписывается Председателем представительного органа муниципального образования, независимо от того, совмещает ли глава муниципального образования должности главы и председателя Совета депутатов или нет.

Устав или решение о внесении изменений в устав принимается на заседании представительного органа.

В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав, решение о внесении изменений в устав принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

(независимо от того, сколько депутатов фактически работает на момент принятия решения, две третьих отсчитывается от установленного уставом числа депутатов).

Федеральным законом № 97-ФЗ предъявляется ряд требований к уставу и решению о внесении изменений в устав.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования. Аналогичные требования предъявляются к решению о внесении изменений в устав (часть 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ).

В соответствии с частью 13 статьи 35, частью 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ подписание и обнародование нормативных актов представительного органа муниципального образования отнесено к полномочиям главы муниципального образования. Также согласно части 5 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ председатель представительного органа муниципального образования подписывает решения представительного органа муниципального образования. Следовательно, устав или решение о внесении изменений в устав подписывается главой и председателем представительного органа муниципального образования.

 

Четвертый этап: Представление документов на государственную регистрацию

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. В случае если устав или решение о внесении изменений в устав представляются на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а иным лицом, то необходимо представить доверенность от имени главы.

 

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ в случае, если на государственную регистрацию направляется устав, то представляются следующие документы:

1) устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;

2) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования, в 1 экз.;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования, в 1 экз.

Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан).

 

В случае если регистрируется решение о внесении изменений в устав, в регистрирующий орган направляются в двух экземплярах и на магнитном носителе:

1) муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта в двух экземплярах, а также на магнитном носителе, в 1 экз.;

2) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт, в 1 экз.;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом, в 1 экз.

 

Представление на государственную регистрацию неполного перечня документов или не соответствие таких документов требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона №  97-ФЗ, является основанием для возврата документов главе муниципального образования (часть 5 статьи Федерального закона № 97-ФЗ).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ предусмотрено, что решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.

 

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава, решения о внесении изменений в устав являются:

1) противоречие устава муниципального образования, решения о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Забайкальского края, законам Забайкальского края;

2)  нарушение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, решения о внесении изменений в устав;

3) наличие в уставе, решении о внесении изменений в устав муниципального образования коррупциогенных факторов.

 

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, решения о внесении изменений в устав не является препятствием для повторного представления устава, решения о внесении изменений в устав для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении об отказе.

Частью 6 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ предусмотрено, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, могут быть отозваны главой муниципального образования до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации.

 

Опубликование (обнародование) устава, решения о внесении изменений в устав после государственной регистрации – обязательное условие вступления их в законную силу

Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования либо муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области.

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем 1 части 8 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ.

 

После государственной регистрации устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в Управление сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации.

 

Проведение антикоррупционной экспертизы

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции обозначена антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В силу Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.

Выявленные в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы отражаются  в заключении, которое носит обязательный характер.

Частью 4.1 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что при выявлении коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты государственной регистрации не подлежат.

 

КОНТАКТЫ:

 

- Ведущий специалист-эксперт Басова Виолетта Владимировна

- Начальник отдела Перина Анжела Сергеевна

 

Тел.: (812) 331-90-52.

20 марта 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).