Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Минюста России по Ленинградской области в 2015 году

В соответствии с компетенцией, определенной приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление Минюста России по Ленинградской области (далее – Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории Ленинградской области, осуществляющим деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

Управление:

принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);

выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);

осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности;

организует при государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, проведение государственной религиоведческой экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем;

направляет представителей для участия в мероприятиях, проводимых политическими партиями, общественными объединениями, религиозными организациями и иными некоммерческими организациями;

ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации;

ведет государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам по их письменным запросам информацию о зарегистрированных региональных отделениях и иных структурных подразделениях политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединениях и их структурных подразделениях, религиозных организациях и иных некоммерческих организациях, сведения о которых внесены Управлением в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций;

представляет в Минюст России копии вступивших в законную силу решений судов Российской Федерации о признании материалов экстремистскими для ведения федерального списка экстремистских материалов, о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;

по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий;

обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Порядок осуществления Управлением контроля за деятельностью некоммерческих организаций установлен Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 26 Административного регламента исполнение государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций включает в себя в том числе проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

Управлением в 2015 году проведено 44 проверки деятельности некоммерческих организаций, из них 42 документарные, 2 выездные.

По результатам проведенных проверок выявлено 34 некоммерческих организации, в деятельности которых установлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, вынесено 34 предупреждения.

По факту неповиновения законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), выразившемуся в непредставлении некоммерческой организацией запрашиваемых для проведения проверки документов, составлено и направлено в суд для рассмотрения 9 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Направлено 1 заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации.

Анализ по результатам проведенной в 2015 году контрольно-надзорной деятельности Управления в отношении некоммерческих организаций позволил сделать выводы о типичных нарушениях, допускаемых некоммерческими организациями.

1. Несоответствие  наименования некоммерческой организации требованиям пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») в части неуказания характера ее деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Вместе с тем выявлены случаи осуществления деятельности  некоммерческих организаций, наименования которых не содержат указание на характер деятельности.

2. Несоответствие  наименований адвокатских образований, созданных в виде коллегий адвокатов, адвокатских бюро, требованиям  пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»  (далее – Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»  коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определено, что к отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила статьи 22 вышеназванного Федерального закона, если иное не предусмотрено рассматриваемой статьей.

В нарушение вышеуказанных требований Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» выявлены факты осуществления деятельности адвокатских образований, созданных в виде коллегий адвокатов, адвокатских бюро, наименования которых не содержат указания на субъект Российской Федерации, на территории которого они учреждаются – Ленинградская область.

3. Несоблюдение некоммерческими организациями утвержденных приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (далее – приказ Минюста России от 29.03.2010 № 72) форм по предоставлению отчетности.

Анализ отчетов общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций показал, что распространенным  нарушением при исполнении обязанности по предоставлению отчетности продолжает являться несоблюдение утвержденных приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 форм по предоставлению отчетности.

Приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 предусмотрены следующие формы по предоставлению отчетности некоммерческих организаций в зависимости от их организационно-правовых форм:

форма № ОН0001 о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (далее – форма № ОН0001);

формы № ОН0002 о расходовании некоммерческой организацией денежных   средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – форма № ОН0002);

форма № ОН0003 об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании                             (далее – форма № ОН0003);

форма № ОР0001 о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании   иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вместе с тем общественными объединениями зачастую представляются отчеты по формам №№ ОН0001, ОН0002, представление которых общественными объединениями не предусмотрено.

При представлении некоммерческой организацией отчетности допускаются случаи представления отчета только по форме № ОН0001 без представления отчета по форме ОН0002.

4. Несоблюдение некоммерческими организациями требований к оформлению форм отчетности.

В целях оказания практической помощи некоммерческим организациям при заполнении и представлении в Минюст России и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, приказом Минюста России от 17.03.2011 № 81 утверждены Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций                                    (далее – Методические рекомендации).

В отчетах некоммерческих организаций встречаются нарушения, связанные с:

неверным указанием в адресной части наименования территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в который представляется отчет (допускаются случаи указания наименования уполномоченного органа как «Главное управление Минюста России по Ленинградской области», «Министерство юстиции Российской Федерации по Ленинградской области», вместо «Управление Минюста России по Ленинградской области»);

неверным указанием ОГРН, даты включения в ЕГРЮЛ, ИНН/КПП (в соответствии с Методическими рекомендациями поля «ОГРН», «дата регистрации» и «ИНН/КПП» рекомендуется заполнять на основании свидетельств о государственной регистрации (о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц) и о постановке на учет в налоговом органе, выдаваемых налоговыми органами);

указанием сокращенного наименования некоммерческой организации (в соответствии с Методическими рекомендациями строки «полное наименование...» рекомендуется заполнять в соответствии с учредительными документами представляющей отчет организации);

 отсутствием подписи лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, а также лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета (формы отчетности предусматривают необходимость удостоверения сведений, изложенных в отчете, подписями лица, имеющего  право  без  доверенности  действовать  от  имени религиозной организации, и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета);

незаполнением (либо неполным заполнением) сведений об органах управления деятельностью некоммерческой организацией и их персональном составе (не отражаются сведения о коллегиальном исполнительном органе и единоличном исполнительном органе некоммерческой организацией, либо отражаются сведения только о единоличном исполнительном органе управления).  

5. Неисполнение некоммерческой организацией требований учредительных документов.

Согласно пункту 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Вместе с тем Управлением выявлены случаи неисполнения некоммерческими организациями требований своих учредительных документов в части периодичности проведения собраний, своевременности избрания руководящих и контрольных органов некоммерческих организаций, несоблюдения положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления.

В целях снижения количества допускаемых некоммерческими организациями нарушений законодательства Российской Федерации и роста показателей представления некоммерческими организациями отчетности о своей деятельности в установленный срок Управление оказывает некоммерческим организациям методическую помощь в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 06.09.2011 № 309 «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам взаимодействия территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации с некоммерческими организациями».

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).